Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС
Литература
4 из 4
Автор : Anna
10:48, 16 мая 2017

Какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

Стародум и Правдин

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила. 

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы? 

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. 

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно. 

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды! 

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами. 

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать... 

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов... 

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец. 

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. 

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми... 

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится. 

Правдин. Справедливо. Великий государь дает... 

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин. 

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... 

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин. 

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих... 

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения. 

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Показать текст целиком

В ряде произведений русской литературы мы можем отыскать образ идеального, с точки зрения автора, правителя.

Так, например, в романе Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" автор создает образ государыни, изображая Екатерину Великую.Перед читателем Екатерина II предстает доброжелательной, мягкой и простой женщиной.Царица проявляет милосердие к главным героям,которое, по мнению автора, и есть одно из главных добродетелей идеального правителя."Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям их прямое благо,"-  утверждал Денис Иванович Фонвизин.Именно такой предстает Екатерина Великая в произве

Открой безлимитный доступ к 3 000 эссе и читай их в полном объёме

Доступ будет предоставлен на год.

Критерии
  • 4 из 4К1Включение в литературный контекст и убедительность аргументов
  • ИТОГО: 4 из 4
Комментарий эксперта
Анна Геннадьевна Маслова
Дан пра­виль­ный от­вет на во­прос, ука­за­ны на­зва­ния двух про­из­ве­де­ний и их ав­то­ры, убе­ди­тель­но обос­но­ван вы­бор каж­до­го про­из­ве­де­ния и оба про­из­ве­де­ния убе­ди­тель­но со­по­став­ле­ны с пред­ло­жен­ным тек­стом в за­дан­ном на­прав­ле­нии ана­ли­за; ис­ка­же­ние ав­тор­ской по­зи­ции и фак­ти­че­ские ошиб­ки в от­ве­те от­сут­ству­ют.
1 320 683
Уже готовятся к ЕГЭ и ОГЭ.
Присоединяйся!
Мы ничего не публикуем от вашего имени
или
Ответьте на пару вопросов
Вы...
Ученик Учитель Родитель