Вы отправили работу на проверку эксперту. Укажите номер телефона на него придет СМС
Литература
3 из 4
Автор : Denis Stockhausen
18:47, 21 мая 2015

Как в приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе — он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.

Показать текст целиком

В данном лирическом отступлении Н.В. Гоголь представляет толпу как 'современный суд'. Беда этого 'современного суда' в том, что он может восхищаться только теми писателями, которые в своих произведениях оставляют позади характеры 'скучные, противные, поражающие печальною своею

Оплати и читай ВСЕ сочинения и эссе

✅   Доступ будет предоставлен на год!

Критерии
  • 2 из 3К1Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 1 из 1К2Следование нормам речи
  • ИТОГО: 3 из 4
Комментарий эксперта
Анна Геннадьевна Маслова
В во­про­се за­яв­ле­на про­бле­ма: необ­хо­ди­мо рас­крыть ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ху­дож­ни­ка и тол­пы. В от­ве­те очень хо­ро­шо опи­сан об­раз тол­пы, не ска­за­но, прав­да, что ав­тор име­ну­ет эту тол­пу "ЛИЦЕМЕРНО-БЕСЧУВСТВЕННЫМ су­дом". От­дель­но упо­мя­ну­то и о тра­ги­че­ском об­ра­зе ав­то­ра, об­ре­чен­но­го на оди­но­че­ство и ли­шен­но­го люб­ви на­ро­да. Но про­бле­ма, за­яв­лен­ная в во­про­се, по­чти не рас­кры­та. Экс­перт име­ет пра­во по­счи­тать, что во­прос вы­пол­нен на оцен­ку 1 балл, так как суть во­про­са по­ня­та, но нет пря­мо­го от­ве­та на во­прос. А оцен­ка в 1 балл по пер­во­му кри­те­рию вле­чет за со­бой сни­же­ние до 0 бал­лов по вто­ро­му кри­те­рию.
В то же вре­мя воз­мож­на и иная оцен­ка - пред­ло­жен­ная в дан­ном слу­чае, так как в от­ве­те есть опо­ра на ав­тор­скую по­зи­цию, пред­став­ле­ны при­ме­ры из тек­ста, под­твер­жда­ю­щие вы­дви­ну­тые те­зи­сы, нет за­ме­ны ана­ли­за пе­ре­ска­зом тек­ста.
Ме­то­ди­че­ская ре­ко­мен­да­ция:
об­ра­щать осо­бое вни­ма­ние на ФОРМУЛИРОВКУ во­про­са!
Об­ра­тим­ся к ана­ли­зу про­бле­мы ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ху­дож­ни­ка и тол­пы. Здесь сле­ду­ет го­во­рить о том, что у тол­пы раз­ное от­но­ше­ние к ху­дож­ни­кам: тот, кто удо­вле­тво­ря­ет их вку­сам (льстит их са­мо­лю­бию), за­слу­жи­ва­ет вос­тор­жен­ных ру­ко­плес­ка­ний: "Всё, ру­ко­пле­ща, несёт­ся за ним и мчит­ся вслед за тор­же­ствен­ной его ко­лес­ни­цей". Тот, кто осме­ли­ва­ет­ся вы­ска­зы­вать кри­ти­че­ские от­зы­вы о тол­пе, за­слу­жи­ва­ет лишь пре­зри­тель­но­го осуж­де­ния. Это од­на из сто­рон "вза­и­мо­от­но­ше­ния". Дру­гая сто­ро­на - от­но­ше­ние ху­дож­ни­ка к тол­пе: оно неод­но­знач­но. Ху­дож­ник по­ни­ма­ет цен­ность сво­их кри­ти­че­ских тво­ре­ний, но он так­же по­ни­ма­ет то, что тол­па неспо­соб­на их оце­нить ("Ему не со­брать на­род­ных ру­ко­плес­ка­ний, ему не зреть при­зна­тель­ных слёз и еди­но­душ­но­го вос­тор­га взвол­но­ван­ных им душ"). Ав­тор иро­нич­но от­но­сит­ся к тол­пе, вскры­ва­ет всю пош­лость ре­ак­ции тол­пы на ис­кус­ство (здесь мож­но при­ве­сти при­мер ре­ак­ции шест­на­дца­ти­лет­ней де­вуш­ки с за­кру­жив­ше­ю­ся го­ло­вою и "ге­рой­ским увле­че­ньем" ле­тя­щей на­встре­чу по­ра­зив­ше­му ее юное во­об­ра­же­ние та­лан­ту). В це­лом ху­дож­ник, вскры­ва­ю­щий "всю страш­ную, по­тря­са­ю­щую ти­ну ме­ло­чей", нега­тив­но от­но­сит­ся к тол­пе, не спо­соб­ной по­нять, что "вы­со­кий вос­тор­жен­ный смех до­сто­ин стать ря­дом с вы­со­ким ли­ри­че­ским дви­же­ньем" и неза­слу­жен­но от­во­дя­щей ху­дож­ни­ку "пре­зрен­ный угол в ря­ду пи­са­те­лей, оскорб­ля­ю­щих че­ло­ве­че­ство".
1 081 521
Уже готовятся к ЕГЭ и ОГЭ.
Присоединяйся!
Мы ничего не публикуем от вашего имени
или
Ответьте на пару вопросов
Вы...
Ученик Учитель Родитель