Ритм, рифма, строфа, дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр

Ритм, рифма, строфа, дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр. Из всего перечня этих терминов за пять лет работы с КИМами встретились те 3, что выделены жирным цветом. Остальные пока моего взора не коснулись. Но, разумеется, есть смысл коротко пройтись по каждому, потому что каждый год составители КИМов стараются хоть чем-нибудь удивить.



Повторение ударных и безударных слогов задает ритм стихотворению и единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм. А определенная последовательность ударных и безударных формирует стихотворные размеры. А если нет четкой последовательности, то мы имеем дело с тонической системой стихосложения. Она существовала давно, со времен М.В. Ломоносова, который как раз и ввёл силлабо-тонику, практически не использовалась, но в ХХ веке символисты вернули ее в оборот, поэтому термины дольник, акцентный стих и верлибр попали в раздел с теорией…

Два примера четверостиший, силлабо-тонический стих (размерный) и тонический (безразмерный), чтоб вы почувствовали разницу:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

(А.С. Пушкин)

«Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре
О все́х уста́лых в чужо́м краю́,
О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре,
О все́х, забы́вших ра́дость свою́».

(А. А. Блок).
Пример стихотворения Блока – это дольник. Суть в том, что у дольника количество ударений в строке всегда одинаковое (в нашем случае их 4), но они могут иметь разные позиции. Если же стих не имеет одинакового количества ударений, то это уже верлибр.

У акцентного стиха тоже одинаковое количество ударений в строках, но они имеют разные интервалы, тогда как у дольника эти интервалы одинаковые. Примером акцентного стиха может выступать также и русский рэпчик, ссылаться на конкретных авторов не буду.

Остались 2 термина – это белый стих и рифма. У белого стиха есть всё, кроме рифмы, поэтому пусть они хотя бы здесь побудут вместе. Пример:
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…

(А.С. Пушкин)

С рифмой всё просто – это созвучие концов стихотворных строк. Она бывает разной.
Парная, когда совпадения идут поочередно:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.

(С.А. Есенин)

Перекрёстная, когда совпадения идут через раз:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

(А.А. Фет)

Кольцевая, когда первая строка с последней:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

(Ф.И. Тютчев)

В том случае, если ударение в стихотворной строке падает на последний слог – это мужская рифма. Если на предпоследний – женская. Когда в заданиях мы видим словосочетание – тип рифмы, то надо указать мужская или женская, если способ рифмовки, то либо парная, либо перекрёстная, либо кольцевая.
На этом всё! Если возникли вопросы, пожалуйста, спрашивайте!

{comments-num} [declination={comments-num}]комментари|й|я|ев[/declination]