Прочие проблемы

Личности и власти
М.Замятин «Мы» Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.
Господства зла в мире (справедливого возмездия)
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо:
писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия.
Добра и зла
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.
В. Тендряков «Суд» Охотник Тетерин, человек мужественный. совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести.
Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)
М. Булгаков «Собачье сердце» Главный герой повести – профессор Преображенский - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой.
Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий,
понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
М. Булгаков «Роковые яйца» Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его.
Р. Брэдбери «И грянул гром» В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев, рассуждает о том, что подобное безрассудство не только недопустимо, но и катастрофически опасно: «…Допустим, мы случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что… всех будущих потомков этой мыши уже не будет…, уничтожается миллион мышей… Не хватит десяти мышей — умрет одна лиса… Сгинет… множество форм жизни… И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть целая цивилизация, уничтожен…»
Ж. Верн «Вверх дном» Завязкой романа является «безобидный» замысел героев: замена старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось.
Но последствия этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под воду вместе с людьми, другая — стала горами, где всё погибло бы .от отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения, люди погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого.
Бесчеловечности и бессмысленности войны
В. Быков «Одна ночь» Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом,
потрясенный тем, что сделал, проклял войну.
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» «Война — противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.
К. Воробьев «Убиты под Москвой» Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада, в котором нет места ничему живому.
М. Шолохов «Бахчевник» Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца,
Анисима Петровича, спасая брата-красноармейца.
М. Шолохов «Родинка» Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)
В. Распутин «Прощание с Матерой» Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле.
А.П. Чехов «Студент» Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий.
В. Распутин «Поле Куликово» На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них,
оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,:— значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране».
{comments-num} [declination={comments-num}]комментари|й|я|ев[/declination]