Вариант 17

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Вся жизнь человечества постепенно отражалась в книге. (2)Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца. (3) ______ в ней отразилась та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.

1
1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В книге, духовном завещании одного поколения другому, в той или иной мере отражаются все учения, которые потрясали умы человечества.

2. Книга воплощает в себе всю жизнь человечества, его всемирную историю, вобрала в себя все учения и все страсти людей.

3. Книга издавна считается своеобразным документом, духовным завещанием, в котором отражается материальная жизнь человечества.

4. Книга, вобравшая в себя все учения и страсти человеческие, отражает жизнь человечества.

5. В книге отразились все переживания человечества, не зря она передаётся из одного поколения к другому.

2
2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Однако

2. Таким образом,

3. Несмотря на это,

4. Например,

5. Хотя

3
3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2. чего или какая.Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и.(устар.). И. театра.

3. чего. Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни(карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

4. Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. мира.

5. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6. Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н.

4
4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

докумЕнт

мозаИчный

надОлго

послалА

досУг

5
5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Радость от успеха незаметно для него самого переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.

2. Отношения между ещё мало знакомыми людьми постепенно стали приобретать более ДОВЕРЧИВЫЙ характер.

3. Все его высказывания, все его выступления, где бы то ни было, всегда были проникнуты РОМАНТИЧЕСКИМИ идеями.

4. Мне вспомнился вород моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

5. Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и РЫБНОЕ.

6
6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ВОСЬМОМУ году

НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ

не ЛОЖИ на полку

гимнастёрка без ПОГОН

СИЛЬНЕЙШИЙ

7
7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Анализируя стихотворный текст, мной был совершенно верно определён его размер. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В поэтической сказке А.Н. Островского «Снегурочке» показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлён неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря выступающих у слушателей возникло желание продолжить дискуссию. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8
8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зат..мнённый

выт..раться

бл..стеть

комп..тентность

р..шение

9
9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..греватель, н..испособнейший

от..гравшись, сверх..нтересный

пр..красно, пр..града

бе..кровный, бе..вестный

пр..следовать, пр..морский

10
10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

допраш..вать

корч..вать

устойч..вый

милост..вый

назойл..вый

11
11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

предъявля..шь

побел..шь

недвиж..мый

держ..шься

обруш..вшийся

12
12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Ещё видны остатки (НЕ)РАСТАЯВШЕГО на полях снега, ещё чувствуется дыхание зимы.

2. Через два дня состоялся тот самый (НЕ)ЛЁГКИЙ разговор.

3. В этом доме (НЕ)БЫЛО дела до моих страданий, переживаний и слёз, равнодушие царило среди обитателей.

4. Он никогда (НЕ)ОБДУМЫВАЕТ свои слова.

5. Новая статья о творчестве этого режиссёра пока (НЕ)НАПЕЧАТАНА.

13
13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ОТ)ТОГО цикла стихотворений Пушкина, который называется «вольнолюбивым», (НА)ВЕРНОЕ, нельзя отторгнуть стихотворение «Арион».

2. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, над которым клубы огня крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, всё увеличиваясь в размерах.

3. (НЕ)СМОТРЯ на усталость, туристы шагали быстро, озабоченно поглядывая на солнце, (НА)СКВОЗЬ пробивающее лёгкие тучки.

4. Стоит прочесть ХОТЯ(БЫ) несколько строк из любимой книги — и ТОТ(ЧАС) же хочется писать самому.

5. Но косы (ПО)ПРЕЖНЕМУ были в колечках, и (ТАКИЕ)ЖЕ колечки на лбу.

14
14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

В небольшом, оклее(1)ом чисто белыми обоями, соверше(2)о пустом зале было светло, пахло масля(3)ой краской, на блестящем краше(4)ом полу стояли две китайские вазы.

15
15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

2. Вот солнце закатилось за край земли да растеклось по небу вишнёвым заревом.

3. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

4. Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие то некоторую лёгкость.

5. Оксана рисует так же хорошо как и пишет стихи.

16
16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

17
17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

18
18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

19
19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После того как все приглашённые расположились по местам (1) хозяйка объявила о начале вечера (2) и (3) когда Антон попросил разрешения первым показать свой номер (4) она милостиво согласилась уступить ему первенство.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке...

(2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта!

(5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!

(6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.

(7)Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!

(8)Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.

(9)На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10) Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.

(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

(13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? (14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!

(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть... (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

(По М.Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

20
20

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. «Согласный гимн колоколов» златоглавых церквей представляется автору языком древней столицы.

2. Наполеон впервые увидел Кремль с Воробьёвых гор.

3. Наиболее яркое, сильное впечатление красота Москвы производит на закате дня.

4. Московский Кремль невозможно сравнить с чем-либо, как невозможно и описать его.

5. Москва мало чем выделяется среди других городов мира.

21
21

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. Предложения 3-5 содержат обоснование утверждения, высказанного в предложении 1.

2. Предложения 7-8 содержат повествование.

3. В предложениях 10-11 представлено описание.

4. В предложениях 16-18 содержится рассуждение.

5. В предложении 14 представлено описание.

22
22

Из предложения 4 выпишите синонимы (синонимическую пару).

23
23

Среди предложений 10-14 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личных местоимений. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24
24

«Ярко и эмоционально выражая своё отношение к древней столице, поэт использует разнообразные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых тропы, например (А) ______ (“язык сильный, звучный, святой, молитвенный” в предложении 5), и синтаксическое средство — (Б) ______ (предложения 4, 8, 16). Лексическое средство — (В) ______ (например, “начертанную... роком” в предложении 4) — и синтаксическое средство выразительности — (Г) ______ (“подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена” в предложении 6, “как баснословный Феникс” в предложении 15) — подчёркивают величие исторической судьбы Москвы».

Список терминов:

1. сравнительный оборот

2. парцелляция

3. противопоставление

4. ряды однородных членов предложения

5. разговорные и просторечные слова

6. восклицательные предложения

7. книжная лексика

8. эпитеты

9. риторический вопрос.

 

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

 

25
Показать фрагмент публицистической статьи.

 

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема отличия Москвы от других больших городов. (Почему Москву нельзя назвать обыкновенным большим городом?) 1. У Москвы, в отличие от других больших городов, есть своя душа, своя жизнь; своя история, вдохновляющая учёного, патриота и поэта.
2. Проблема определения значения древней истории Москвы и её исторической судьбы в жизни страны. (Каково значение древней истории Москвы и её исторической судьбы в жизни страны?) 2. Величие исторического прошлого Москвы, её великой судьбы отражено в каждом камне. Судьба Москвы служит неисчерпаемым источником мыслей, чувств и вдохновения для учёных, патриотов, поэтов.
3. 3. Каждый камень в Москве хранит память о прошлом, а древние памятники Москвы: Кремль, Поклонная гора — напоминают о тяжёлых для Отечества временах и победе над Наполеоном.
4. Проблема воздействия красоты Москвы на душу человека. (Как воздействует древняя столица на душу человека? В чём проявляется красота Москвы?) 4. Древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Красота Москвы проявляется во всём: в природе, архитектуре, ландшафте и т. д.
5. Проблема необходимости особого восприятия Кремля. (Как нужно воспринимать Кремль? Почему его невозможно описать?) 5. Кремль — это «алтарь России», на котором совершаются жертвы, достойные Отечества, и описать его невозможно: его необходимо видеть, нужно чувствовать всё, что говорят сердцу и воображению его зубчатые стены, тёмные переходы и пышные дворцы.
 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter