Вариант 20

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин

Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.

Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце её сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых, великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил её одну.

Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её, что она с трудом могла дер-жаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.

Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру». Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла её и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

Обласкав бедную сироту, государыня её отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая её возвращения, осыпала её вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна её беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно.

В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...

При выполнении заданий 1-7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1
1

Назовите род литературы, к которому относится пушкинская «Капитанская дочка».

2
2

Укажите одно из принятых жанровых определений данного произведения А.С. Пушкина

3
3

Укажите фамилию жениха Марьи Ивановны, который упомянут в приведённом эпизоде.

4
4

Установите соответствие между тремя персонажами «Капитанской дочки» и их ролью в судьбе Марьи Ивановны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ РОЛЬ В СУДЬБЕ МАРЬИ
А) Швабрин 1) доставил её к родителям жениха
Б) Пугачев 2) насильно удерживал её в неволе
В) Савельич 3) принял её в своём доме
4) освободил её из заточения

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5
5

Какой этап развития сюжета «Капитанской дочки» представлен данным фрагментом? Укажите соответствующий термин.

6
6

На протяжении всей главы, из которой взят фрагмент, в отношении повествователя к Анне Власьевне сквозит скрытая насмешка. Каким термином она обозначается?

7
7

Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине ХIХ века и принципы которого нашли своё воплощение в «Капитанской дочке».

 

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

Не жалею, не зову, не плачу» С.А. Есенин

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10
10

Назовите жанр классической поэзии, признаки которого (философское размышление, овеянное светлой грустью) присутствуют в предложенном стихотворении С. А. Есенина.

11
11

Какое средство художественной изобразительности использует поэт в строчке: «Проскакал на розовом коне»?

12
12

Укажите название стилистического приема, основанного на соседстве одинаковых согласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа («Тихо льется с кленов листьев медь»).

13
13

Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов и явлений на другие («пламень уст», «половодье чувств»)?

14
14

Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» (без указания количества стоп).

 

Часть 3.

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1, 17.2, 17.3).

В бланке ответов № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter