Вариант 6

Повышенный уровень сложности

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Вишнёвый сад» А.П. Чехов

Г а е в (негромко, как бы декламируя). О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь...

В а р я (умоляюще). Дядечка!

А н я. Дядя, ты опять!

Т р о ф и м о в. Вы лучше жѐлтого в середину дуплетом.

Г а е в. Я молчу, молчу.

Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздаѐтся отдалѐнный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Это что?

Л о п а х и н. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.

Г а е в. А может быть, птица какая-нибудь... вроде цапли.

Т р о ф и м о в. Или филин...

Л ю б о в ь А н д р е е в н а (вздрагивает). Неприятно почему-то.

Пауза.

Ф и р с. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.

Г а е в. Перед каким несчастьем?

Ф и р с. Перед волей.

Пауза.

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Знаете, друзья, пойдѐмте, уже вечереет. (Ане.) У тебя на глазах слѐзы... Что ты, девочка? (Обнимает еѐ.)

А н я. Это так, мама. Ничего.

Т р о ф и м о в. Кто-то идѐт.

Показывается прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян.

П р о х о ж и й. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию?

Г а е в. Можете. Идите по этой дороге.

П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода превосходная... (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат... выдь на Волгу, чей стон... (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать...

Варя испугалась, вскрикивает.

Л о п а х и н (сердито). Всякому безобразию есть своѐ приличие!

Л ю б о в ь А н д р е е в н а (оторопев). Возьмите... вот вам... (Ищет в портмоне.) Серебра нет... Всѐ равно, вот вам золотой...

П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)

При выполнении заданий 1-7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1
1

Дайте авторское определение жанра произведения.

2
2

В тексте пьесы, в скобках, А. П. Чехов дает краткие указания для режиссѐра и актѐров: «В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре», «Пауза», «умоляюще». Каким термином принято обозначать указания на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия?

3
3

Кто является автором известного стихотворения, фрагмент которого цитирует прохожий («выдь на Волгу, чей стон...»)?

4
4

Что собираются делать персонажи пьесы после продажи имения? Установите соответствие между персонажами и их намерениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ НАМЕРЕНИЯ
А) Раневская 1) поехать в Москву
Б) Гаев 2) поехать в Париж
В) Лопахин 3) поехать в Харьков
Г) Трофимов 4) поехать в Петербург
Д) Варя 5) собирается служить в банке
Е) Аня 6) собирается в экономки к Рагулиным
7) собирается перейти от Гаева на другое «место»
8) собирается выдержать экзамен в гимназии, а потом работать
9) собирается выйти замуж за Лопахина

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5
5

Как называется в драматическом произведении текст речи действующего лица?

6
6

Каким термином принято обозначать предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления («Вдруг раздается отдалѐнный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный»)?

7
7

Какое художественное средство позволяет персонажу А. П. Чехова выделить наиболее существенные признаки явления и дать ему образное определение: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная...»?

 

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«Ёлка в больничном коридоре» Белла Ахмадуллина

В коридоре больничном поставили елку. Она

и сама смущена, что попала в обитель страданий.

В край окна моего ленинградская входит луна

и недолго стоит: много окон и много стояний.

 

К той старухе, что бойко бедует на свете одна,

переходит луна, и доносится шорох стараний

утаить от соседок, от злого непрочного сна

нарушенье порядка, оплошность запретных рыданий.

 

Всем больным стало хуже. Но все же – канун Рождества.

Завтра кто-то дождется известий, гостинцев, свиданий.

Жизнь со смертью – в соседях. Каталка всегда не пуста –

лифт в ночи отскрипит равномерность ее упаданий.

 

Вечно радуйся, Дево! Младенца ты в ночь принесла.

Оснований других не оставлено для упований,

но они так важны, так огромны, так несть им числа,

что прощен и утешен безвестный затворник подвальный.

 

Даже здесь, в коридоре, где елка – причина для слез

(не хотели ее, да сестра заносить повелела),

сердце бьется и слушает, и – раздалось, донеслось:

– Эй, очнитесь! Взгляните – восходит Звезда Вифлеема.

 

Достоверно одно: воздыханье коровы в хлеву,

поспешанье волхвов и неопытной матери локоть,

упасавший младенца с отметиной чудной во лбу.

Остальное – лишь вздор, затянувшейся лжи мимолетность.

 

Этой плоти больной, изврежденной трудом и войной,

что нужней и отрадней столь просто описанной сцены?

Но корят – то вином, то другою какою виной

и питают умы рыбьей костью обглоданной схемы.

 

Я смотрела, как день занимался в десятом часу:

каплей был и блестел, как бессмысленный черный фонарик, –

там, в окне и вовне. Но прислышалось общему сну:

в колокольчик на елке названивал крошка-звонарик.

 

Занимавшийся день был так слаб, неумел, неказист.

Цвет – был меньше, чем розовый: родом из робких, не резких.

Так на девичьей шее умеет мерцать аметист.

Все потупились, глянув на кроткий и жалобный крестик.

 

А как стали вставать, с неохотой глаза открывать,

вдоль метели пронесся трамвай, изнутри золотистый.

Все столпились у окон, как дети: – Вот это трамвай!

Словно окунь, ушедший с крючка: весь пятнистый, огнистый.

 

Сели завтракать, спорили, вскоре устали, легли.

Из окна вид таков, что невидимости Ленинграда

или невидали мне достанет для слез и любви.

– Вам не надо чего-нибудь? – Нет, ничего нам не надо.

 

Мне пеняли давно, что мои сочиненья пусты.

Сочинитель пустот, в коридоре смотрю на сограждан.

Матерь Божия! Смилуйся! Сына о том же проси.

В День Рожденья Его дай молиться и плакать о каждом!

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10
10

Как называется изобразительный приѐм, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим («Словно окунь, ушедший с крючка...»)?

11
11

Укажите номер строки, в которой используется диалогическая реплика.

12
12

Какую стилистическую фигуру, предназначенную не столько для обозначения адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чѐм говорится в тексте, выражения оттенков настроения и эмоционального состояния, использует автор?

Матерь Божия! Смилуйся! Сына о том же проси.

В День Рожденья Его дай молиться и плакать о каждом!

13
13

Из приведѐнного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приѐмов, использованных поэтом в первых четырѐх строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) перифраз

2) олицетворение

3) инверсия

4) градация

5) оксюморон

14
14

Для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения создатель теста использует слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения. Как называются такие слова?

Из окна вид таков, что невидимости Ленинграда или невидали мне достанет для слѐз и любви.

 

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1, 17.2, 17.3).

В бланке ответов № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter