Вариант 13

Повышенный уровень сложности

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Отцы и дети» И.С. Тургенев

Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошёл. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней, года четыре провёл он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя её из виду; он стыдился самого себя, он негодовал за своё малодушие... но ничто не помогало. Её образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу. В Бадене он как-то опять сошёлся с нею по-прежнему; казалось, никогда ещё она так страстно его не любила... но через месяц всё уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. Предчувствуя неизбежную разлуку, он хотел, по крайней мере, остаться её другом, как будто дружба с такою женщиной была возможна... Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоянно избегала Кирсанова. Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный, бродил он с места на место; он ещё выезжал, он сохранил все привычки светского человека, он мог похвастаться двумя-тремя новыми победами; но он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Он состарился, поседел; сидеть по вечерам в клубе, желчно скучать, равнодушно поспорить в холостом обществе стало для него потребностью — знак, как известно, плохой. О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро. Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит ещё скорей. Однажды за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р. Она скончалась в Париже, в состоянии, близком к помешательству. Он встал из-за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь, как вкопанный, близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного. Через несколько времени он получил пакет, адресованный на его имя: в нём находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка.

При выполнении заданий 1-7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1
1

История любви Павла Петровича и княгини Р. представляет собой самостоятельный по теме и сюжету рассказ, включённый в роман «Отцы и дети». Как называется такой элемент композиции произведения?

2
2

Укажите вид тропа, основанного на сопоставлении двух явлений по общему признаку (Как отравленный, бродил он с места на место...»).

3
3

Каким термином принято обозначать многозначный иносказательный образ, основанный на общности предметов (крест, проведённый княгиней Р. по изображению сфинкса на кольце)?

4
4

Установите соответствие между персонажами романа «Отцы и дети» и костюмами, в которые они облачены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ КОСТЮМ
А) Николай Петрович 1) «новый щегольской, на этот раз не славянофильский наряд»
Б) Прокофьич Вянофильский 2) «запылённое пальто и клетчатые панталоны»
В) Ситников 3) «длинный балахон с кистями»
4) «коричневый фрак с медными пуговицами и розовый платочек на шее».

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5
5

Чтобы выделить содержательно значимые элементы, И. С. Тургенев использует во 2-м и 3-м предложениях текста единоначатие. Как называется такой приём?

6
6

Каким термином обозначается цепь однородных членов с постепенным нарастанием их смысловой значимости («Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду»)?

7
7

Для описания мыслей и поступков Павла Петровича повествователь неожиданно прерывает речь в расчёте на догадку читателя («Предчувствуя неизбежную разлуку, он хотел, по крайней мере, остаться её другом, как будто дружба с такою женщиной была возможна...»). Как называется в литературоведении такая стилистическая фигура?

 

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

«НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» В.В. Маяковский

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева, 27вёрст по Ярославской жел. дор.)

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара, жара плыла —

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою, а низ горы —

деревней был, кривился крыш корою.

А за деревнею — дыра,

и в ту дыру, наверно,

спускалось солнце каждый раз, медленно и верно.

А завтра снова мир залить вставало солнце ало.

И день за днём ужасно злить меня вот это стало.

И так однажды разозлясь, что в страхе всё поблекло,

в упор я крикнул солнцу: «Слазь!

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты, а тут —

не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!»

Я крикнул солнцу:

«Погоди!

послушай, златолобо, чем так,

без дела заходить, ко мне

на чай зашло бы!»

Что я наделал!

Я погиб!

Ко мне,

по доброй воле,

само,

раскинув луч-шаги, шагает солнце в поле.

Хочу испуг не показать — и ретируюсь задом.

Уже в саду его глаза.

Уже проходит садом.

В окошки, в двери, в щель войдя,

ввалилась солнца масса,

ввалилось; дух переведя, заговорило басом:

«Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

Гони, поэт, варенье!»

Слеза из глаз у самого - жара с ума сводила,

но я ему — на самовар:

«Ну что, садись, светило!»

Чёрт дернул дерзости мои орать ему,—

сконфужен, я сел на уголок скамьи,

боюсь — не вышло б хуже!

Но странная из солнца ясь струилась, —

и степенность забыв,

сижу, разговорясь с светилом постепенно.

Про то,

про это говорю,

что-де заела Роста, а солнце:

«Ладно, не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

светить

легко?

— Поди, попробуй! —

А вот идёшь —

взялось идти,

идёшь — и светишь в оба!»

Болтали так до темноты, —

до бывшей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

На «ты»

мы с ним, совсем освоясь.

И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я.

А солнце тоже:

«Ты да я,

нас, товарищ, двое!

Пойдём, поэт,

взорим,

вспоём

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить своё, а ты — своё, стихами».

Стена теней, ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

Стихов и света кутерьма — сияй во что попало!

Устанет то, и хочет ночь

прилечь, тупая соннипа.

Вдруг — я

во всю светаю мочь — и снова день трезвонится.

Светить всегда, светить везде, до дней последних донца,

светить — и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой — и солнца!

 

Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10
10

В своём произведении В. В. Маяковский создаёт условную ситуацию встречи поэта с солнцем. К какому художественному приёму прибегает автор, используя такой неправдоподобный сюжет?

11
11

Поэт «очеловечивает» солнце, приходящее в гости к его герою. Каким термином обозначается художественный приём, заключающийся в наделении неодушевлённых явлений и предметов признаками живого существа?

12
12

Как называется разговор двух или нескольких лиц, который представляет собой беседа лирического героя В. В. Маяковского с дневным светилом?

13
13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первых десяти строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) аллитерация

2) риторический вопрос

3) гипербола

4) эпифора

5) стык (подхват)

14
14

Укажите разновидность тонического стиха, основанного на урегулированном числе ударных слогов при произвольном чередовании безударных, который использует В. В. Маяковский.

 

Повышенный уровень сложности

Часть 2.

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1, 17.2, 17.3).

В бланке ответов № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter