Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
ВОСПИТАНИЕ ПОСЛЕ БУРЬ
(1)Сейчас наступило время, которое можно назвать словами «после бурь». (2)Политических бурь, нравственных ураганов, идейных штормов выпало на нашу долю немало. (3)Никто не сможет сказать, что всё улеглось и наступил период штиля и покоя. (4)Неизвестно, что нас ждёт завтра. (5)Но стало понятно главное: мы должны сделать всё возможное, чтобы этих бурь и штормов, боёв и смертей больше не было. (6)Чтобы не свистели пули ни в городе, ни в деревне, не били гранатомёты, не ползали по улицам танки, не разрушались дома и не вскипала ярость благородная и тем более — неблагородная.
(7)Нас много лет воспитывали в ожидании войны. (8)Даже в 70-е и 80-е годы копили танки и ядерные бомбы. (9)Теперь стало ясно, что агрессор и агрессия — внутри нас, в наших душах.
(10)И если попытаться сформулировать в одной фразе, каким же должно быть воспитание после бурь, какие уроки нужно извлечь из грозных событий последнего времени, то можно сказать: воспитание после бурь должно быть таким, чтобы злобные бури гнева не проносились больше над многострадальной нашей страной.
(11)Все знают, что семья — ячейка общества. (12)Гораздо реже говорят о том, что такая же важная ячейка гражданского общества — школьный класс. (13)В семье рождается человек, в классе — гражданин. (14)В каждом школьном классе сталкиваются все противоречия, какие только раздирают общество. (15)В классе есть богатые и бедные, принимаемые и непринятые, отличники и двоечники, верующие и неверующие, правые и левые, умные и глупые, развитые и неразвитые, трудолюбивые и ленивые, русские и нерусские.
(16)Родители наших учеников придерживаются самых разных взглядов. (17)Одни — коммунисты, другие — демократы, третьи — патриоты, ненавидящие и коммунистов, и демократов. (18)Это не разнообразие. (19)Это противоположности, таящие в себе взрывную силу, которая может быть страшней атомной энергии. (20)Это реальность, которую надо принять.
(21)В короткое время плюрализм стал реальностью, и обнаружилось, что множественность взглядов таит в себе огромную опасность, ведёт к междоусобицам и в конечном счёте — к гражданской войне.
(22)Что же — назад к единомыслию? (23)Конечно, нет.
(24)Мы должны учить детей жить среди этих противоречий.
(25)Понятна ли разница? (26)Не приводить всех детей к единственно правильному мировоззрению, какое бы оно ни было, не устранять противоречия, не делать всех левыми или правыми, а учить детей, что каждый человек имеет право думать то, что он думает, быть таким, какой он есть, — всё-таки мир должен побеждать в школьном классе, в обществе, в государстве.
(27)Часто говорят о воспитании для свободы и ради свободы. (28)Это хорошая цель, но есть цель не менее важная и высокая: воспитание для мира между людьми. (29)Не только между народами, но и между людьми.
(30)Воспитание после бурь — это воспитание для мирной жизни среди всех противоречий. (31)До тех пор, пока не берут в руки оружие, пока не призывают к оружию, пока кулаки не сжимаются от ярости, до этой границы каждый имеет право думать то, что он думает, и должен быть выслушан. (32)Дети, как и все люди, кричат оттого, что их не слышат или не понимают.
(33)Нет сейчас более грозной опасности, чем опасность нетерпимости, оголтелости, отстаивания каких-то идей до конца.
(34)Нечем заменить коммунистическую идею? (35)Попробуйте принять идею мира и примирения между несогласными людьми. (36)Это благородная идея, хотя её и нелегко воплотить, как и все благородные идеи.
(37)И особенно трудно воплотить идею мира в школьном классе, потому что дети только вступают в социальную жизнь. (38) И хотя они с детсадовского возраста учатся не только ссориться, но и мириться, всё же противоречия между ними бывают порой так сильны, что школьный класс, кажется, вот-вот взорвётся от накала детских страстей.
(39)Мы с детства внушаем детям воинственное воззрение на мир. (40)И даже Катерина не просто страдает от любви, а гибелью своей выражает протест. (41)Это не значит, что надо пересматривать историю или тем более переписывать её, но об одних и тех же фактах можно рассказывать по-разному, с разными целями.
(42)Пусть нашей первой и главной целью будет умиротворение, а не ожесточение детских душ.
(По С. Соловейчику*)
*Соловейчик Симон Львович (1930—1996) — российский публицист, педагог и философ.
В середине 1980х гг., работая в «Учительской газете», Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение — педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребёнка, а как диалог педагога и ученика. В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября». С. Л. Соловейчик — автор книг о детях и для детей: «Книга про тебя» (1963), «Мокрые под дождём» (1968), «Отчаюха» (1969), «Учение с увлечением».